Образование Разговоры о важном подробности «Это та звезда, к которой мы стремимся, но никогда не дойдем до нее»: разбираем «Разговоры о важном», посвященные Пушкину

«Это та звезда, к которой мы стремимся, но никогда не дойдем до нее»: разбираем «Разговоры о важном», посвященные Пушкину

Ребятам показали интервью с актером Михаилом Боярским, который высказался о писателе

Дети узнают, что именно Пушкин создал русский литературный язык

13 мая в школах, техникумах и колледжах России прошли очередные «Разговоры о важном». На этот раз их посвятили 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина — 6 июня мы будем праздновать День русского языка. Ребята вспомнили сказки и стихотворения писателя, узнали о нем как о создателе русского литературного языка, а еще послушали актера Михаила Боярского. Мы изучили методички — публикуем планы классных часов.

«Это написал Господь Бог»: Михаил Боярский — о Пушкине


И школьники, и студенты посмотрели видеоинтервью с актером Михаилом Боярским. Четырехминутную речь он посвятил Пушкину.

Михаил Боряский — о Пушкине, любимых произведениях и многом другом

Александр Сергеевич — это та звезда, к которой мы стремимся, но никогда не дойдем до нее, но лучи этой звезды нас сопровождают всю жизнь, — сказал Боярский.

Пушкин, по словам Михаила Боярского, не занимался нравоучениями, а приносил добро людям своим творчеством. Актер читает сказки Пушкина детям и внукам, а сам очень любит «Сказку о рыбаке и рыбке», которую запомнил наизусть сразу после первого прочтения.

Это написал Господь Бог, водил его рукой, потому что так просто, глубоко и гениально может только Александр Сергеевич, — считает актер.

Боярский порекомендовал начать знакомиться с творчеством Пушкина с поэмы «Медный всадник» и ранних философских стихов. Актер сказал, что из личных качеств, которые ему близки и есть в Пушкине, он бы выделил любовь к работе, чистоплотность — и в одежде, и в поведении, и в жизни, и в отношении к друзьям, — чистую совесть и образованность. Боярский признался, что очень бы хотел сыграть старика из «Сказки о рыбаке и рыбке», и порекомендовал детям увлекаться не только Пушиным, но и поэзией вообще, а еще правильно выбирать свое окружение.

1–2-е классы: сказки Пушкина

Учитель рассказал ребятам, что Пушкин — не только автор великих произведений, но и человек, серьезно повлиявший на русский язык.

День русского языка мы празднуем в день рождения Александра Сергеевича Пушкина

— Дело в том, что в то время образованные люди использовали книжный язык, который считался подходящим для поучений и указов, а для повседневного общения он был не очень удобен, — объяснил школьникам педагог. — А Пушкину в своих произведениях удалось соединить ясность и точность, образность и краткость разговорного и книжного языков. В его произведениях наш великий и могучий язык зазвучал в полную силу! Русский язык — один из богатейших языков в мире!


Русский язык, отметил педагог, постоянно развивается: одни слова уходят из употребления, а другие — появляются. Чтобы расширить словарный запас и совершенствовать умение использовать язык, нужно читать книги.

Это карта Лукоморья — ребята должны были ответить на вопросы, которые появлялись при нажатии на точку

Затем школьники отправились в путешествие по «Лукоморью» (где и происходит действие сказок Пушкина) с помощью интерактивной карты. На карте нанесен маршрут, каждая точка которого при нажатии открывает задание. Дети, например, должны были вспомнить, какие персонажи обитают в Лукоморье, сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» и в кого превращался князь Гвидон — всего 11 вопросов.

В конце классного часа ребята объяснили, как они понимают высказывание о Пушкине: «Он — наш поэт, он — наша слава!», а учитель сказал, что произведения писателя знают в разных уголках мира.

Красота пушкинского художественного слова, наш русский язык — это то великое достояние, которое нам досталось от предков и которое мы должны передать потомкам. Современный русский язык объединяет все народы Российской Федерации, делает нас одной большой и дружной семьей, имя которой — Россия, — подытожил педагог.

3–4-е классы: теория трех штилей

Дети познакомились с памятниками Пушкину в Москве, Египте и на Кубе, ответили, каким изобразили скульпторы поэта, и поучаствовали в блиц-опросе, чтобы вспомнить сказки писателя. Затем со школьниками поговорили о том, как Пушкин повлиял на развитие языка. Дети посмотрели три коротких ролика об этом.

200 лет назад было «два русских языка»

Диктор рассказал, что 200 лет назад существовало «два русских языка»: книжный и разговорный. Они сильно различались. Например, слово «язык» в разговорной речи означало язык во рту, а в книжной — народ.


— Как это случилось — неизвестно, но неудобно было всем: образованные люди знали книжный русский, но разговаривать на нем постоянно уставали, а простой люд и вовсе сложных слов не знал, ведь грамоте не учился, — говорит диктор во втором ролике. — Вот и шли два языка каждый своим путем, расходясь всё дальше, насколько можно.

Из-за существования сразу двух языков сложно было всем

Третий ролик рассказывает о теории трех штилей (то есть трех стилей) Михаила Ломоносова. В группу слов первого штиля входили книжные слова, которые использовали для од и торжественных речей, во вторую — «слова попроще» (их использовали для рассказов, повестей и стихотворений), в третью — «низкие» слова (для басен, эпиграмм и дружеских писем). Смешивать штили было нельзя, но это правило первым нарушил Пушкин.

Михаил Ломоносов «рассортировал» слова на три группы

В конце занятия учитель говорит о важности чтения и еще раз напоминает о значении Пушкина для русского языка.

5–11-е классы: как в языке появились иностранные слова

Ребята тоже вспомнили произведения Пушкина, учитель побеседовал с ними о видах языка и включил видео — диктор подробно рассказал, как в нашем языке появились иностранные слова.

При Петре I французский язык стал для дворян почти родным, появились споры о судьбе русского языка

По словам диктора, при Петре I в моду вошло всё иностранное, дворянские дети учили французский язык и говорили на нем лучше, чем на родном. Дети росли, постепенно русская речь наполнялась французскими словами. Многие привыкли к этому, но вот писателям было непросто. Кто-то предлагал убрать все иностранные слова из речи, а кто-то сочинял новые. Например, появились словосочетания «древо благосеннолиственное» или «длинногустозакоптелая борода». Порядок решил навести Михаил Ломоносов, который «рассортировал» слова на три группы — штили.

— Следовать идеям Ломоносова оказалось непросто, поскольку необходимо было постоянно вспоминать, к какому штилю относится слово, а следовательно, излагать свои мысли было затруднительно, особенно в разговорной речи, — рассказал детям учитель.

Пушкин первым смешал все три стиля языка

Школьникам показали еще одно видео — о вкладе Пушкина в развитие русского языка. Писатель хорошо знал и ломоносовскую теорию, и французский язык, и простую речь (от своей няни — крестьянки Арины Родионовны), и смешал все три штиля.

Учитель напомнил о богатстве русского языка. Например, в нем около 200 тысяч слов, и только у слова «идти» больше 20 значений. Для пополнения словарного запаса, сказал педагог, нужно читать, учить стихотворения, писать сочинения и изложения, знать пословицы, поговорки и фразеологизмы.

Студенты техникумов и колледжей: Пушкин демократизировал язык

Студенты попытались прочитать стихотворения Пушкина наизусть и ответили, почему его произведения до сих пор понятны и близки нам. Педагог рассказал ребятам, что именно Пушкин создал русский литературный язык, и включил студентам видео о жизни писателя и его вкладе в совершенствование русского языка.

Видео о Пушкине и о том, как он повлиял на русский язык

Затем ребята прочитали и обсудили фрагмент из статьи Пушкина «О прозе», а учитель добавил: с Пушкиным связан процесс демократизации русского литературного языка.

Произведения Пушкина по стилю и речи были одинаково понятны и близки представителям разных сословий, а не только представителям дворянской культуры, — сказал педагог. — Для поэта не существовало никаких законов, кроме закона гармонии и правды: если речь звучит красиво, выразительно и естественно, если она приятна и понятна русскому человеку, такая речь и есть истинно русская. Всем своим творчеством Пушкин доказал, что нет такого чувства, нет такой мысли, которые нельзя было бы полно, ясно и красиво выразить на русском языке.

По словам учителя, язык развивается вместе с развитием культуры. Например, Пушкин не знал слов «компьютер» и «космонавт», потому что тогда не было понятий, которые эти слова обозначают. Точно так же и мы можем не знать значений некоторых слов, употреблявшихся в эпоху Пушкина. Это, сказал педагог, совершенно естественно и не вредит языку. А о том, что может ему навредить, от кого и от чего его нужно беречь, порассуждали студенты.

Учитель напомнил, что русский язык в России — государственный, и процитировал Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»: «Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации». Дети должны были ответить, как они это понимают, а учитель включил ролик о русском языке.

Русский язык, по словам диктора, — это язык дружбы и сотрудничества

По словам диктора, русский язык — это язык дружбы и сотрудничества, взаимопонимания народов России. Его богатство помогает нам не только выражать свои чувства и эмоции, но и распознавать явления окружающего мира.

— Лексика и грамматика неразрывно связаны между собой, ведь словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика — как они думают, — сказано в видео, — Грамотная речь, письмо, словарный запас всегда были показателями уровня образования, культуры и успешности человека, ведь «глаголом жечь сердца людей» — великий дар.

После просмотра видео учитель сказал, что в нашей стране существует еще 277 языков, на которых говорят народы России.

Они равноправны и находятся под защитой закона, а граждане имеют право на выбор языка общения, — узнали ребята от учителя. — Это гарантирует еще один Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации».

В конце занятия педагог отметил, что День русского языка — это общенациональный праздник россиян, для которых язык — это не только инструмент общения и познания, но и достояние истории и культуры.

Празднование этого дня свидетельствует, что люди, представляющие разные конфессии, народности и национальности, осознают свою историческую и культурную общность, чувствуют себя частью единого культурного, политического и экономического пространства, разделяют общероссийские идеалы и ценности, — сказал учитель. — Как лицо отражает внутренний мир человека, так язык отражает качества и душу народа. Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Какими еще качествами, на ваш взгляд, обладают русский язык и российский народ?

После того как дети ответили на вопросы, педагог рассказал им о городских мероприятиях, посвященных празднованию 225-летия со дня рождения Пушкина и Дня русского языка.

На прошлых «Разговорах о важном» с ребятами поговорили о 9 Мая (про спецоперацию тоже вспомнили). Редакция 59.RU каждую неделю изучает методички к урокам и публикует разборы в сюжете на сайте.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем